Как израильские правые видят решения израильско-палестинского конфликта

Ноам Шизаф, «Гаарец»

Новый концептуальный идеологический прорыв в сфере внешней политики произошел, как это не покажется странным, у представителей правого лагеря. Видные политики и общественные деятели, выступающие за целостность Эрец-Исраэль, публично заговорили о смелой возможности выхода из тупика: вместо палестинского государства наделить израильским гражданством и равными правами всех палестинцам, проживающих на Западном берегу Иордана. Двунациональное государство? Государство всех его граждан? Моше Аренс, Реувен Ривлин, Ури Элицур, Ципи Хотовели и даже Ханан Порат – этого не боятся.

«Надежды на переговоры с Махмудом Аббасом не выглядят обнадеживающими. Президент Обама несомненно думает иначе, но Аббас, если он кого-то и представляет, то с трудом половину палестинцев. Шансы на то, что из этого получится что-нибудь хорошее – невелики. Другое дело — Иордания. Если бы Хашимитское королевство было готово принять и дополнительные территории и их население — это было бы куда проще и естественнее. Но Иордания не согласна. Поэтому я говорю, что можно рассмотреть и другой вариант: Израиль распространит свою юрисдикцию на Иудею и Самарию и превратит в граждан государства около полутора миллионов палестинцев».
 
Это слова не левого радикала, поддерживающего идею о двунационального государства. Это слова приверженца движения БЕЙТАР, в прошлом одного из лидеров Ликуда, бывшего политического патрона главы правительства Беньямина Нетаниягу, бывшего министра обороны и министра иностранных дел Моше Аренса. Около месяца назад Аренс опубликовал в «Гаареце» статью, в которой он призывал взвесить политическую альтернативу существующей ситуации и к переговорам: нарушить великое табу израильской политики и наделить израильским гражданством палестинцев-жителей Западного берега реки Иордан.
 
Аренс не боится тех, кто обвиняют его в продвижении идеи двунационального государства. «Мы уже стали таковым. И мультикультурным и мульти-секторальном. У нас 20% меньшинств, и это факт. А с фактами не поспоришь», – заявляет Моше Аренс.
 

 
В то время, как в Вашингтоне, Рамалле и Иерусалиме медленно продвигаются к самому собой разумеющемуся решению – два государства для двух народов на основе границ 1967 года и ограниченным обменом территориями — именно среди израильских правых осуществляется идеологический прорыв: более не довольствоваться сопротивлением уходу с территорий и эвакуации поселений, концентрируя аргументы в пользу соображений безопасности, обращенные к сердцу и страхам израильского центра. Вместо этого предлагается осознанное признание провальности статус-кво и ситуации, в которой Израиль вынужден бороться с его изоляцией и потребность прорыва внешнеполитического тупика.
Эта позиция уже не является уделом политических маргиналов. Ее поддерживают видные деятели из Ликуда и поселений, не обязательно те, кто считаются радикалами или исключением. Около месяца до публикации Аренса, спикер Кнессета Реувен Ривлин заявил, что «лучше, чтоб палестинцы стали гражданами государства, чем раздел страны». В своем интервью на этой неделе он детализирует свои мысли по этому поводу.
 
Депутат Кнессета Ципи Хотовели из Ликуда организовала в мае прошлого года в Кнессете конференцию на тему «Альтернативы для двух государств», и с тех пор дважды публично призывала «постепенно» дать палестинцам гражданство. Теперь она планирует опубликовать документ с изложением позиции по данному вопросу.
 
Ури Элицур, в прошлом гендиректор совета поселений и глава канцелярии Нетаниягу в его предыдущей каденции, призвал в своей статье, опубликованной в прошлом году периодическом издании «Некуда» (Точка), к начатию процесса, в результате которого палестинцы станут обладателями «синего удостоверения личности, желтого номера автомобиля, льгот Института Национального Страхования и права голосования на выборах в Кнессет».
 
Эмили Амруси, в прошлом пресс-секретарь совета поселений, принимает участие во встречах между поселенцами и палестинцами и определенно говорит об «одной стране, где ребенок поселенца и палестинский ребенок будут ездить в школу на одной подвозке».
 
Это еще не полноценная политическая сила. В теории, предложенной этими деятелями, еще существуют дыры. Создается впечатление, что приверженцы этой теории не координируют свои позиции друг с другом, но их программы удивительно похожи.
 
Всех их объединяет полное отторжение различных идей этнического разделения, на основе признания политических прав палестинцев. Они представляют процесс, который займет десятилетие, а то и время целого поколения, по окончанию которого палестинцы получат полные личные права, но государство поступится своими символами и еврейским характером.
 
Здесь же проводится линия между ними и левыми, поддерживающими идею двунационального государства. Они утверждают, что речь не идет об идеале «государства всех его граждан», лишенного тождества и нейтралитета, а также не об «Исрастине», на флаге которого будут изображены полумесяц и Щит Давида. Единое государство по версии правых все еще зиждется на еврейском суверенитете, но и на более сложной реальности: стремление к возобновлению идеала еврейского демократического государства – без оккупации и апартеида, без заборов и размежеваний. Это государство, в котором еврей может жить в Хевроне и молиться в Пещере патриархов, а палестинец из Рамаллы сможет стать послом или министром, жить в Тель Авиве или просто наслаждаться мороженым на берегу моря.
Звучит бессмысленно? «Когда вся дорога упирается в тупик, обычно правильной тропой является та, о которой никто даже не думает, та, о совершенной непригодности которой никто не спорит, табу», – написал Элицур в «Некуда».
 
Реувен Ривлин: «В демократии нет скидок»
 
Около двух месяцев назад на встрече с греческим послом, большая часть которой была посвящена экономическому кризису, спикер Кнессета, Реувен Ривлин, высказался по поводу решения внешнеполитического вопроса: «Я предпочитаю, чтобы палестинцы стали гражданами этого государства, вместо раздела страны». Это не было обмолвкой, и эта формулировка даже была разослана в СМИ пресс-секретарем Ривлина. Так Реувен Ривлин стал самым высокопоставленным государственным деятелем, который публично озвучил идею единого Государства Израиль от моря до Иордании. 
 
В разговоре с ним Ривлин не отказывается от своих слов и представляет их в более широком мировосприятии: «Земля Израиля неделима. Евреи и арабы живут рядом с момента зарождения сионизма, и даже с более ранних времен – моя семья поселилась в Эрец-Исраэль еще в начале 19 века. Заселение территорий к Востоку от Зеленой черты более безнравственно по сравнению с заселением территорий западнее ее. Кстати, и палестинские требования не менее справедливы или легитимны, чем еврейские. И каково решение?». Спикер Кнессета отторгает идею «государства всех его граждан» и идею двунационального государства и размышляет о договоренности о совместном суверенитете в Иудее и Самарии в рамках еврейского государства и даже в рамках режима двух парламентов, еврейского и арабского. 
 
«Мы живем в политической реальности, требующей ответов. Еврейское демократическое государство не может делать скидок, ни в отношении его еврейского характера, ни в отношении демократического. Если сегодня заявляют, что демографическая угроза вынуждает меня отделяться, то мой ответ – меньшая опасность, меньшее из зол это единое государство, в котором все граждане имеют равные права. «Реал-политик» вынуждает нас отдать предпочтение опасности демографической угрозы вместо угрозы самому нашему существованию, заложенной в отделении.
 
И вообще, когда я слышу о демографической угрозе, это в первую очередь надуманная ситуация, где арабы являются угрозой. Далее это ведет к мыслям о трансфере или об убиении арабов. Я потрясен подобными разговорами! Я посещаю школы, когда там делают симуляции выборов. Либерман получает 40%, и дети говорят о том, что нужно убивать арабов. На мой взгляд, многие агрессивные еврейские движения, строящиеся на ненависти к арабам – я не говорю лишь о Либермане, но и об организациях внутри Ликуда — произросли из патерналистской социалистической концепции, постулировавшей «они там, мы – здесь». Что нам нужно государство только для евреев, и не дай нам Бог, чтобы с точки зрения демографии это было иначе. Я никогда не понимал этого. Когда Жаботинский говорит «весь Сион наш», он говорит следующее: глава правительства – еврей, его заместитель – араб. 
 
А что же утверждают сторонники разделения? Представьте себе, что вы летите над Израилем, вооружившись нравственным сейсмографом. Пролетаем над побережьем – все в порядке. Тель-Авив – в порядке. Бейт-Даган – в прошлом арабская деревня – все в порядке. Рамле и Лод, Кастель и Иерусалим – еще в порядке. И только пролетая над стенами Старого города сейсмограф начинает зашкаливать. Значит, вы уже безнравственны. Бейт-Лехем – нельзя. Хеврон – нельзя. Что случилось? — Зеленая черта – черта моральная».
 
На Ближнем Востоке существует конфликт между двумя субстанциями, и обе они правы, каждая – по-своему. У нас нет другого выбора. Это единственный наш дом, и исходя из этого, можно найти различные решения. Можно создать систему в едином государстве, где Иудея и Самария будут кондоминьоном, находящемся на совместном содержании. Евреи будут избирать свой парламент, арабы – свой, и мы создадим систему сосуществования. Но это займет время. Тот, кто считает, что есть короткие пути, говорит глупости. До тех пор, пока исламский фундаментализм считает, что евреям запрещено селиться на Святой земле, у нас есть проблема. И она не решится договором, даже если мы получим гарантии от всех арабских государств, что все будет в порядке.
 
«Так что, если мне заявляют: «Решай, единое государство или раздел Эрец-Исраэль, я отвечаю, что большая опасность – раздел страны». В Государстве Израиль с шести миллионами еврейского населения несравненно легче реализовать идею еврейского и демократического государства, чем в 1948. Тек, кто сегодня говорят о том, что иначе наше государство перестанет быть демократическим или потеряет свой еврейский характер, в 1948 году, на основе тех же аргументов, сказали бы — нет созданию государства».
 
Бен-Дрор Ямини написал в «Маариве», что Вы разделяете антисионистскую идею «государства всех его граждан и национальностей».
 
«Бен-Дрор Ямини ищет себе легкую жизнь. Невозможно уйти от основной дилеммы, с которой мы живем. Я твердо верю в еврейское и демократическое государство, а все другие решения доказали себя, как невозможные. Налицо упадок духа, причиной которому то, что все говорят об отделении и о демографической опасности.
Я понимаю сложность того, о чем говорю. Кажется, как будто это еще не целостно. Но я знаю, что в прошлом мы справлялись с намного более серьёзными проблемами. Так что, нечего передо мной размахивать демографией, как флагом. Мои друзья из числа левых, такие как Бейлин и Джумес – они настоящие сионисты и патриоты Израиля, но разговоры об отделении и о патронаже и создают ненависть, которая препятствует реализация решения».
 
Йоси Бейлин: «Эта идея не имеет шансов»
 
«Разговоры о едином государстве – это пустое. Они не имеют никаких шансов на успех», – решительно заявляет бывший министр и депутат Кнессета, Йоси Бейлин, возглавляющий сегодня Женевскую инициативу. Тот факт, что Бейлин сегодня вне политики, возможно, поясняет политический парадокс в Израиле: Чем более приемлемым для большинства становится решение «двух государств», тем более оно теряет политических носителей идеи, ассоциируемых с нем и преданных ему. «Почему Бегин, Шамир, Шарон или Биби не аннексировали эту территорию, придя во власть? Почему все представители «целостной Эрец-Исраэль» не сделали этого? Даже если Ури Элицур станет главой правительства, он не сделает этого. Как только произойдет аннексия этой территории, здесь должен будет установиться режим апартеида с тем, чтобы сохранить еврейский характер государства, а тогда можно закрыть ашдодский порт и аэропорт, поскольку на этом завершится наша связь с миром. А если не будет апартеида, тогда просто не будет еврейского государства. А я не хочу жить в нееврейском государстве», –  заявляет Бейлин.
 
«Правые говорят о едином государстве только потому, что знают, что невозможно продолжать существующее положение вещей и говорить о еврейском и демократическом государстве. Тогда они говорят, что не боятся демографического фактора. Но ведь у границы нет замены. Они пытаются найти квадратуру круга. Поэтому для них не составляет проблемы формулировать предложения, когда они находятся в оппозиции, но факт – когда они приходят к власти, то не аннексируют ни сантиметра».
 
Есть люди, как среди правых, так и среди левых, утверждающие, что проблема в самом принципе отделения.
 
«Я никогда не говорил об отделении. Эхуд Барак изобрел этот лозунг — «мы здесь, они — там». Термины типа «разделение» вызывают у меня дрожь, поскольку они ведут к идеологии сегрегации. Но граница, в рамках договора, является жизненно необходимой, а тот, кто готов пожертвовать границей — говорит о конце сионизма. Но это не реальная программа. Ведь никто из правых не предлагает на самом деле дать гражданство всем палестинцам, и никто не согласен, чтобы был глава правительства — палестинец или палестинский министр обороны. Они хотят максимум министра связи-палестинца. Ни один нормальный сионист не согласится наделить палестинцев полноценным гражданством, и ни один палетинец не согласится на меньшее. Единственный план – уход, и единственный вопрос: делать ли это по соглашению, как хотел Рабин, или односторонне, как хотел Шарон».
 
— Возможно, что мы опоздали с созданием палестинского государства?
 
«Не опоздали, но проблема заключается в том, что я не думаю, что Нетаниягу способен достичь договора, на который бы согласились палестинцы. Абу-Мазен предлагает сегодня решение, почти идентичное Женевской инициативе, но Нетаниягу очень далек от принятия его. Поэтому он продолжит говорить о подстрекательстве, о воде, окружающей среде и о мерах по обеспечению безопасности, и в самом крайнем случае, возможно, что он согласится на односторонний уход до забора безопасности. Это будет ошибкой, как и в случае с Газой, но Нетаниягу просто не способен прийти к соглашению»
Реклама
Запись опубликована в рубрике Uncategorized с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s